Главные ценности, которые мне дал великий советский композитор
Ко дню рождения Тихона Николаевича Хренникова
Песни «Давным-давно», «Колыбельная Светланы» из кинофильма «Гусарская баллада», «Московские окна», «Как соловей о розе» милы сердцу с детства миллионам советских людей всех возрастов…
7 августа 2004 года мне посчастливилось побывать в гостях у композитора Тихона Николаевича Хренникова. Спустя много лет, теперь понимаю, что это было благословение Небес…
А предыстория этого события была такова… Когда я заканчивала Самарский государственный педагогический университет, моим руководителем дипломной работы была Инна Александровна Касьянова – музыковед, заслуженный деятель искусств России, профессор, педагог, фольклорист и музыкальный критик, широчайшей души Человек, ставшая мне близким другом и наставником. В 2004 году мы собирались праздновать ее 70-летний юбилей и, так как они с Тихоном Николаевичем были хорошими друзьями, мы хотели сделать ей приятный подарок – его поздравление. Это ответственное задание поручили мне и командировали в Москву.
Как у меня все трепетало внутри от волнения, когда я набирала номер его домашнего телефона, чтобы договориться о встрече. Представившись ученицей Инны Александровны и объяснив о цели моего желания встретиться с ним, я с радостью услышала приглашение прийти в гости в субботу к 15.00. За день до встречи, так как я еще тогда плохо ориентировалась в Москве, я усердно выверила по времени весь маршрут от дома моего пребывания в Алтуфьево до дома Тихона Николаевича в Плотниковом переулке рядом со старым Арбатом. Как же я могу опаздывать на встречу с НИМ? Погуляла рядом с домом в предвкушении…
В тот самый день выехала пораньше, чтобы успеть купить цветы, приехала на станцию метро Смоленская и тут… Совсем не понимала, что происходит — почему люди не выходят на улицу из метро? Протискиваясь через толпу, я увидела, что начался сильный ливень. На улице ни души. Все в ожидании окончания этого сильнейшего дождя. А что делать мне? Мне нельзя опаздывать на встречу!!!!! И я, можно сказать, вплавь ринулась бежать под этим дождем. Ровно в 15.00 я была на четвертом этаже у двери Тихона Николаевича и нажимала кнопку звонка. Что же увидел он? Весьма комичную картину – я стояла вся промокшая с букетиком цветов. Со словами: «Деточка моя, как же вы промокли!!!» Тихон Николаевич пригласил меня в свой дом и распахнул свое сердце.
Пробыла я у него около 4 часов. Он не отпускал меня, пока не закончился дождь и я не обсохла. Несмотря на то, что видел меня впервые, Тихон Николаевич встретил меня как самого дорогого близкого человека! Мы много разговаривали о Инне Александровне, а он ее называл Инночка, о их знакомстве в Болгарии в 1964 году и дружбе, пронесенной через года. О том, как она была дружна с его женой Кларой, как каждый разговор по телефону с ней доставляет ему огромное удовольствие. Что Самара для него – это Инна Александровна! Мы записали аудио поздравление для Инночки, которое прозвучало на её юбилее, и растрогало её до слёз.
Тихон Николаевич все расспросил и обо мне, не только о моей творческой деятельности как пианистки, но и о семье, и о моих планах на будущее. Поговорили и о ее величестве музыке. Но на предложение поиграть на его рояле, я отказалась, постеснявшись играть перед таким великим музыкантом, о чем я сейчас сожалею. Было огромное желание прикоснуться к ЕГО роялю.
Тихон Николаевич рассказывал о себе, с болью в сердце вспоминая время репрессий, которые были, когда он возглавлял Союз Композиторов СССР, и как приходилось отстаивать композиторов и музыкантов. Говорил о друге Борисе Ефимове, карикатуры которого знали и Сталин, и Гитлер, которому было 104 года и он, приходя в гости к Тихону Николаевичу, поднимался на 4 этаж пешком, не останавливаясь ни на одной лестничной клетке, ни на одном этаже. Мы пили чай. Слушали радио… И что удивительно, в это время как раз шла программа о Тихоне Николаевиче и звучали его песни. Проводил он меня с подарками для Инны Александровны и мне подарил свой диск с фортепианными концертами и замечательные конфеты.
Больше часа я еще бродила по шумному старому Арбату, никого не слыша и не видя, находясь под глубоким впечатлением от встречи с легендарным Тихоном Николаевичем Хренниковым – композитором, пианистом, профессором, педагогом, он был председателем правления Союза Композиторов СССР с 1948 по 1991гг., Народным Артистом СССР с 1963г., Героем Социалистического Труда в 1973г., Лауреатом Ленинской премии в 1974г., трех Сталинских премий второй степени в 1942, 1946 и 1952гг. и Государственной премии СССР в 1967г. Я была поражена простотой, скромностью и душевностью Человека, обладавшего самыми высокими званиями, какие мог получить композитор в СССР.
Записанные мною слова Тихона Николаевича вошли в книгу «Музыковед И.А.Касьянова и ее современники».
«Его искусство – симфонии, концерты, оперы, оперетты, балеты и музыка к кинофильмам – живая история нашей страны, а значит, и история каждого из нас. И тот оптимизм, который он пронес через всю жизнь в сложнейших условиях, никого не предав, но защитив и поддержав, та мудрость и искренняя сердечность, верность себе, которые Тихон Николаевич Хренников сохранил в себе, дороги нам в нем – музыканте и Человеке. Не случайно в одном из интервью он сказал корреспонденту на его вопрос, в чем его кредо: нести людям радость…» писала о нем Инна Александровна Касьянова в своей статье «Т.Н. Хренников в Самаре» в 1997 г.
26 мая 2018
Елена Панина