Развитие творческих способностей в классе импровизации и композиции
Панина Елена Александровна
Импровизация и композиция в творческих опытах тесно связаны и взаимообусловлены: без умения сочинять невозможно импровизировать и, наоборот, без умения импровизировать невозможно сочинять.
Импровизация является основой музыкального творчества, на основе которой развивается образное мышление, формируется музыкальный язык, через который ученик выражает свое отношение к музыкальной действительности, а также – самая доступная форма музыкального самовыражения, в которой раскрываются творческие способности и проявляется самостоятельность музыкального мышления. Важной задачей педагога является создать условия для пробуждения и активизации у учащихся творческих импульсов для познания радости творчества, проявляющейся, прежде всего в форме элементарной импровизации. Эти условия являются результатом совместной деятельности учителя и ученика, личностного отношения учащихся с педагогом.
Основными компонентами музыкального произведения любого жанра являются мелодия, гармония, ритм, фактура. И на уроках импровизации идет поэтапная работа в освоении музыкальной речи через эти компоненты.
В начале работы с учениками большое внимание следует уделить ритму, работе с ритмоформулами. Это более эффективно позволяет их раскрыть и раскрепостить, снять «зажатость», внутренние комплексы, а также создать непринужденную атмосферу на уроке, одновременно воспитывая устойчивый метроритм. В игровой форме сначала ученик повторяет за педагогом определенные ритмоформулы, далее уже пробуждается своя ритмическая фантазия.
Важным этапом работы является подбор мелодии и ее гармонизация. Здесь много разных аспектов. Это и усложнение гармонии, окрашивание в некий колорит. Можно сделать ее острой, или, наоборот, придать чистоту и прозрачность. Можно изменить лад, перегармонизировать мелодию или поменять стиль. Для того что бы научиться обогащать гармонию, знакомимся со всеми видами септаккордов и их обращениями и колорит – аккордами, которые украшают гармонию. В дальнейшем мы начинаем сочинять уже собственную мелодию.
Одним из важных навыков композитора, импровизатора – ощущение музыкального времени, чувство формы. Эти навыки должны воспитываться буквально с первых занятий, начиная с ритмических игр. У ученика должно формироваться слуховое представление и ощущение фразы, затем предложения и периода.
Одна из частых ошибок учеников – отсутствие чувства остановки, каденции в форме. Следует доходчиво объяснить, что без точно расположенной каденции нет ясного ощущения формы в тональной музыке.
Произведения по специальности являются определенным подспорьем для развития творческих навыков ученика. Анализируя произведения, тем самым происходит обогащение и расширение музыкального словаря юного творца. Это является хорошей базой для творческой работы, особенно это касается в первую очередь фактур и интересных гармонических оборотов.
Подбор для ученика той или иной фактуры (заимствованной, скомпонованной или сочиненной) для своих творческих работ должен исходить из конкретной образной или инструктивной задачи, а это дело не простое, поскольку предполагает поиск «подходящих» гармоний, ритмов, регистровки, стиля исполнения, темпа…
В поисках ярких красок и интересных гармонических решений, мы обращаемся к ладам народной музыки, которые позволяют создать яркие художественные образы. Это можно увидеть на ярком примере Лилии Уразбаевой, которая сочинила Четыре зарисовки: «Рассвет. Фантастический танец. Часы судьбы. Колокол». В 2015 году эта творческая работа была высоко оценена на конкурсе юных композиторов «Звездный проект» в г. Новосибирске, с присуждением Лауреата I степени.
Особое значение мы уделяем работе над развитием полифонического мышления.
Большой интерес у учащихся, а также зрителей, вызывают джазовые импровизации, проникновение в ритмический климат джазовой музыки. Важно помнить, что левая рука в фортепианном джазе – это гармонический «метроном». Ее функция – аккордовая поддержка, а также строгая и ровная ритмическая пульсация. Приемлемое звучание достигается, если применяются не трезвучия, а септаккорды. Правая рука – экспонирование ладовой и ритмической свободы. Формообразующей базой игры в жанрах блюз и рок-н-ролл могут быть типовые блюзовые гармонические схемы:
I — I — I — V — I — IV — IV — I
I — I — I — I — IV — IV — I — I — V — V — I — V
В качестве ладовомелодической основы избирается блюзовый лад.
Занятия импровизации проходят как в индивидуальной, так и в групповой форме обучения. Групповое занятие позволяет ввести в практику ансамблевое музицирование между самими учениками, что всегда приводит к искренней вовлеченности и азарту.
Важным стимулирующим фактором обучения импровизации и композиции являются концерты и конкурсы, где творческие опыты учеников выносятся на внешнюю аудиторию. Ученики с трепетом ожидают реакцию и оценку зрителей на свое выступление, которая стимулирует к дальнейшим творческим поискам и решениям.
В 2016-2017 учебном году мы готовились к концерту на тему путешествий, на котором были представлены такие творческие работы, как
«Агиарэба» («Признание» Грузия) – автор Карина Шаймарданова,
«Aurora borealis» («Северное сияние в Норвегии») – автор Елизавета Бузерова,
«Острова Аогасима» (Япония) – автор Айгуль Багауова,
«В районе Сиони» (джунгли) – автор Алия Ахметханова,
Фуга «Замок Торенхоф». (Бельгия) – автор Екатерина Штырва,
«Немое кино» (Северная Америка) – авторы Лиана Гарафутдинова и Екатерина Штырова,
«Fiebre del amor» («Порыв любви» Аргентина) – автор Анастасия Пономарева,
«Посвящение Араму Хачатуряну» (Армения) – автор Лиана Гарафутдинова,
«Поппури на темы песен ABBA» (Швеция) – автор Булат Валиуллин,
Импровизация на тему Дж. Гершвина «I got rithm» – автор Ксения Цветкова,
«Львенок и Черепаха улыбаются («Путешествие в детство»), импровизация на темы детских песен – авторы Елизавета Бузерова и Алсу Миникаева,
«Какая наша Родина» — автор Светлана Варламова.
Во время подготовки к сочинениям с каждым студентом была проведена глубокая исследовательская работа по выявлению мелодических, гармонических и стилистических особенностей музыки выбранного региона. Это позволило каждое произведение воссоздать в своих национальных особенностях. Приятной оценкой нашего труда была узнаваемость этих стран зрителями на концерте.
Все творческие работы можно услышать на моем канале в YouTube — Елена Панина:
Таким образом мы можем сделать вывод, что предмет импровизации и композиции — активно творческий, способствующий развитию музыкальных способностей, позволяющий практически изучать теорию музыки за инструментом и эффективно развивать исполнительские навыки музыканта. В связи с акцентом на слуховое освоение материала, существенное значение имеет развитие слуховой памяти ученика. Это уроки совместного музицирования педагога и ученика, где важным условием проведения урока является наличие психологического комфорта, влияющего на психоэмоциональный аспект, который помогает раскрытию творческого потенциала, индивидуальности и самовыражения ученика.
Литература:
- А.Маклыгин «Импровизируем на фортепиано» Выпуск 1. Элементарная гармония. – Москва «Престо», 1997;
- А.Маклыгин «Импровизируем на фортепиано Выпуск 2. Фактурные рисунки – Москва «Престо», 1999;
- Лилия Тагирова Практическое пособие по импровизации «Учимся импровизировать» часть 1 «Колорит аккорды» — Казань, 2016;
- И.Бриль «Практический курс джазовой импровизации для фортепиано» — «Советский композитор», 1985.